Реализация межпредметных связей в преподавании обществознания и курсов ОРКСЭ и ОДНКНР

«Духовность – это во имя чего или кого мы живем, нравственность, по каким правилам живем»

Аннотация: Доклад посвящен приемам развития межпредметных связей на уроках курсов ОРКСЭ и ОДНКНР и обществознания.

Преподавание предметов обществознание и основы религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»), основы духовно-нравственной культуры народов России (далее – ОРКСЭ (ОПК) и ОДНКНР) имеют большую связь. Являются не только частью образовательной программы, но и частью учебно-воспитательной работы.

Отвечая на вызов времени, учитель преподающий курс «Обществознание», «ОДНКНР» и «ОРКСЭ» стоит перед не простой задачей. Учащихся, перенасыщенных информацией с различных источников, привыкших перепроверять и искать в сети Интернет информацию, тяжело убедить в нужности и важности развития духовности, внутреннего мира, необходимости следовать нормам морали и наполнять жизнь нравственностью.

 Согласно Концепция преподавания обществознания в Российской Федерации содержание курса например в 6 классе должно носить пропедевтический характер и способствовать самопознанию обучающихся, пониманию ими роли семьи, школы, институтов духовной культуры, государства в развитии личности ребенка и обеспечении условий его существования, роли социальных норм как регуляторов общественной жизни. Преподавание ОДНКНР также, как и ОРКСЭ, носит культурологический характер, который предусматривает освоение обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование у них представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. В этом просматривается схожесть данных курсов. Учитель лишь выбирает материал для изучения соответствующих тем курсов.

Президента Российской Федерации В. В. Путин подписал Указ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

В ФГОС основного общего образования курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определён как курс, направленный на формирование представлений о морали и духовности, традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным правилам и нормам. Изучение курса направлено на развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Курс обществознания дает представление об общественных нормах, понятиях «мораль», «культура», «религия» и другие.

Для того, чтоб планируемые результаты курсов были достигнуты, использование межпредметных связей дает учителю большие возможности. Учебные пособия одного курса, могут стать дополнительным материалом для другого. Преемственность между ступенями образования осуществляется за счет повторения ключевых понятий и расширении представлений об изученных ранее темах. 

Для более четкого понимания рассмотрим межпредметные связи в рамках изучения некоторых тем на уроках обществознания и основы православной культуры в  рамках изучения курса ОРКСЭ.

На уроке «Золотое правило этики» рассказывается о главном правиле человеческих отношений, его истории и значении слов, произнесенных Иисусом Христом «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». В 8 классе на уроках обществознания в рамках изучения темы «Мораль» учащиеся вспоминают эти слова, которые легли в основу «Золотого правила морали».

В рамках того же урока на тему «Мораль», в качестве истории морали можно рассказать об принципах милосердия или таких нормах, как «не убивай», «не воруй», «не лги», «почитай старших». Эти правила нашли отражения во всех религиях мира -у христиан в Библии, у иудеев в Торе, у мусульман в Коране, в буддийских и индуистских текстах. Данную тему можно раскрыть сначала на уроках курса ОРКСЭ

Тема «Росси-наша Родина» в рамках ОПК дает представление о таких понятиях,  как «Отечество», «Родина», «культура», «традиции». Данные понятия в дальнейшем встречаются на курсе «Обществознание» во всех классах. Что дает возможность в начальной школе начать формирование представления о эти важных понятиях, а в дальнейшем расширить и углубить знания.

В 8 классе на уроке обществознании «Религия как одна из форм культуры» углубляются знания, полученные в 4-5 классе на уроке «Культура и религия»: культура, религия. Прослеживается связь истории государства и религии.

Примеров можно провести множество, если подробнее изучить не только тематику курсов, но и планируемые результаты, цели и задачи.

Помимо переклички тем и понятий важно применение различны методы, технологии и приемы.

Знания обучающихся должны быть глубокими, изучение тем осознанным  в разном возрасте. Возвращение к ранее изученным темам дает возможность переосмыслить детьми многих понятий, благодаря уже полученному жизненному опыту и приобретённым знаниям об окружающем мире и обществе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.