Пояснительная записка.
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.
Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.
Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения — в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД.
Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации.
Конкурсы шоу – программ по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж легкое дело, а главное интересное.
Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике.
В том случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.
В конце курса дать возможность детям проверить свои знания и умения на школьных соревнованиях «Безопасное колесо» является лучшей проверкой работы данного кружка. Лучшие участники могут проявить себя в районных соревнованиях «Безопасное колесо».
Главные принципы:
- Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы.
- Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.
- Предполагает постепенное усложнение материала.
- Добровольность участия в данном виде деятельности.
- Активность и творческий подход к проведению мероприятий.
- Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.
Цель:
Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий используя различные формы деятельности.
Задачи:
- Закрепление полученных знаний по ПДД учащимися и углубление их.
- Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.
- Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.
- Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке.
- Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения.
- Сотрудничество с работниками ГИБДД в практической деятельности.
Основные методы, используемые для реализации программы кружка:
В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
В воспитании – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Программа кружка «ЮИД» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:
— Создание уголка безопасности дорожного движения;
— Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
— Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
— Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
— Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
— Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
— Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования,
игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоу-программы.
В работе кружка участвуют учащиеся 5-8 классов. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
Занятия проводятся по 2 часа в неделю.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
- Самостоятельности в принятии правильного решения;
- Убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
- Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
- Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования.
- Основная часть работы кружка полагается на подготовку детей к соревнованиям «Безопасное колесо».
Учащиеся должны:
знать:
- правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
- серии дорожных знаков и их представителей;
- способы оказания первой медицинской помощи;
- техническое устройство велосипеда.
уметь:
- работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
- работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
- читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
- управлять велосипедом.
иметь навыки:
- дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
- взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
- участия в конкурсах, соревнованиях.
- активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Методическое обеспечение программы Кружка «ЮИД».
Деятельность кружка «ЮИД» строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).
Конкретные методы, используемые при реализации программы:
- в обучении — практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой ( чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение).
- в воспитании – (по Г. И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:
- Викторина
- Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных происшествий).
- Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихов по ПДД, рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами)
- Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему в ДТП).
- Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа в группах).
- Викторины, конкурсы, кроссворды.
- Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам ДД).
- Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в группе, в своих классах.
- Составление схемы «Безопасный маршрут Дом – школа – дом» в начальных классах.
- 10. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по ПДД.
Занятия проводятся в кабинете
Техническое оснащение:
— компьютер с экраном и проектором;
— плакаты по ПДД;
— препятствия из автогородка.
Методическое:
— билеты по ПДД, страхованию, медицине.
— рисунки ребят с конкурсов по ПДД.
— разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений
— программа по изучению правил дорожного движения в школе 1-9 кл.
— методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
— методические пособия для изучения ПДД по программе в классах.
— видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в начальных классах
Подведение итогов осуществляется путем конкурсных встреч, проводимых по специальному плану на основе положения о Российском смотре «Безопасное колесо».
Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности.
Прогнозируемые результаты работы кружка
Результатами воспитательно-образовательной деятельности программы являются: развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания доврачебной медицинской помощи, разносторонняя физическая и психологическая подготовка учащихся, а также успешное выступление команды отряда на районном конкурсе «Безопасное колесо».
Список литературы.
- Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.
- Атлас медицинских знаний
3.Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 1997г.
- Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
- Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы, 1997.
- Бабина Р.П. Советы Дяди Степы, 4 кл.,1997.
- Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2 кл.,1997.
- Газета «Добрая дорога детства» 2005,2006,2008г.
- Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 3 кл., М: Просвещение, 1975г.
- Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим безопасность на дороге.2004г.
11 Косой Ю.М. Про дороги и про улицы, 1986г.
- Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
- Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе, 2004.
14.Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы»
15.Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007.
- Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Пособие для учителей М.: Просвещение, 1981.
- Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 1кл., 1997.
- Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения во 2кл., 1997.
- Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 3 кл., 1997.
- Терехова Е.А. Образовательная программа «Дети — дорога – дети», Ставрополь, 1995г.
21.Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 7-8 кл., 1997г.
- Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 9-11 кл., 1997г.
- Школа светофорных наук, г.Киров, 2000.
- Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах, 1-3 кл., 1997.
- Журнал «Педсовет»
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности;
- учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по программе «Юные инспектора движения»
Преподаватель Токмакова А.В.
№ | Тема | Кол-во часов | |
Т | П | ||
1. | Цели, задачи кружка ЮИД. Организационные вопросы. Оформление уголка ЮИД. Правила поведения на кружке Правила поведения на улице во время прогулки, экскурсии | 1 | |
2. | Правила поведения на улице во время прогулки, экскурсии | 1 | |
3. | Обязанности пешеходов и пассажиров. Правила поведения в организованной колонне | 1 | |
4. | Что такое улица и дорога. Элементы. Жилая зона. Загородная дорога | 1 | |
5. | Экскурсия на улицу | 1 | |
6. | Составление индивидуального безопасного маршрута | 1 | |
7. | Работа по карте «Безопасный маршрут | 1 | |
8. | История создания первого светофора. Принцип работы современного светофора | 1 | |
9. | Виды светофоров | 1 | |
10. | Регулировщик. Назначение. Сигналы регулировщика. | 1 | |
11. | Решение тестов и дорожных задач. Тренировка в подаче сигналов регулировщика | 1 | |
12. | Перекрёсток и его виды. Проезд перекрёстков | 1 | |
13. | Решение тестов и дорожных задач | 1 | |
14 | Решение тестов и дорожных задач | 1 | |
15. | Экскурсия «Правила перехода через перекрёсток» | 1 | |
16. | Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы. | 1 | |
17. | Дорожные знаки и их группы. | 1 | |
18. | Предупреждающие знаки. | 1 | |
19. | Изготовление макетов дорожных знаков. | 1 | |
20. | Знаки приоритета. Запрещающие знаки. | 1 | |
21. | Изготовление макетов дорожных знаков. | 1 | |
22. | Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний. | 1 | |
23. | Информационные знаки. Знаки сервиса. | 1 | |
24. | Решение тестов и дорожных задач | 1 | |
25. | Расположение транспортных средств на проезжей части. Остановка. Стоянка. Стоянка и остановка двухколёсных транспортных средств | 1 | |
26. | Остановка общественного транспорта. | 1 | |
27. | Решение тестов и дорожных задач на дорожном макете | 1 | |
28. | Ситуации дорожных «ловушек». Обсуждение. Работа со схемами | 1 | |
29. | Устройство и техническое обслуживание велосипеда. Снаряжение велосипеда. Экипировка. | 1 | |
30. | Правила движения велосипедистов. Перевозка людей и груза на велосипеде
|
1 | |
31. | Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Движение групп велосипедистов. | 1 | |
32. | Велосипедист в дорожном движении. Разбор дорожной ситуации в рабочей тетради | 1 | |
33. | Велосипедист в дорожном движении. Работа учащихся с электронным экзаменатором | 1 | |
34. | Фигурное вождение велосипеда. Прохождение отдельных препятствий на велосипеде | 1 | |
35. | Фигурное вождение велосипеда в целом | 1 | |
36. | Фигурное вождение велосипеда в целом | 1 | |
37. | Автодорога. Дополнительные требования. На железной дороге | 1 | |
38. | ДТП. Причины ДТП. Ответственность за нарушение ДТП. | 1 | |
39. | Повторение правил дорожного движения. Решение тестовых заданий | 1 | |
40. | Первая медицинская помощь. Транспортировка пострадавших. Медицинская аптечка. Содержимое новой автомобильной аптечки | 1 | |
41. | Раны, их виды, оказание первой помощи | 0,5 | 0,5 |
42. | Виды кровотечений. Оказание первой помощи | 1 | |
43. | Виды и техника наложения повязок. | 0,5 | 0,5 |
44. | Травма головы, грудной клетки, живота | 1 | |
45. | Оказание помощи пострадавшему при травме головы, грудной клетки, живота | 0,5 | 0,5 |
46. | Шок, обморок. | 1 | |
47. | Ушибы, вывихи и переломы | 0,5 | 0,5 |
48. | Оказание помощи пострадавшему при переломах | 1 | |
49. | Ожоги. Степени ожогов. Обморожение. Степени обморожения. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях | 0,5 | 0,5 |
50. | Обморок. Сердечный приступ. Оказание первой помощи | 1 | |
51. | Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания | 0,5 | 0,5 |
52. | Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо» | 1 | |
53. | Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо» | 0,5 | 0,5 |
54. | Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо» | 1 | |
55. | Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо» | 0,5 | 0,5 |
56. | Понятие «страхование», «страхователь», «страховой случай», «страховщик» | 1 | |
57. | Виды, отрасли, формы страхования. Страхование от несчастных случаев. Страхование автогражданской ответственности | 1 | |
58. | Просмотр видеофильма по ПДД | 1 | |
59. | Викторины. Конкурсы. | 1 | |
60. | Работа учащихся с электронным экзаменатором | 1 | |
61. | Подготовка игр и конкурсов по ПДД для учащихся | 0,5 | 0,5 |
62. | Проведение игр и конкурсов по ПДД для учащихся | 1 | |
63. | Встреча с сотрудниками ОГИБДД | 1 | |
64. | Итоговое занятие: подведение итогов работы за год, утверждение плана работы на следующий год | 1 | |
65. | Акция «Добрая дорога детства» в День защиты детей. | 1 | |
66. | Организация работы в летнем лагере. | 1 | |
67. | Организация работы в летнем лагере. | 1 | |
68. | Организация работы в летнем лагере. | 1 | |
Итого: | 68 |