Программа кружка «Юные инспектора движения» (ЮИД)

 

Пояснительная записка.

Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.

Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.

Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения — в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД.

Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации.

Конкурсы шоу – программ по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж легкое дело, а главное интересное.

Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике.

В том случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.

В конце курса дать возможность детям проверить свои знания и умения на школьных соревнованиях «Безопасное колесо» является лучшей проверкой работы данного кружка. Лучшие участники могут проявить себя в районных соревнованиях «Безопасное колесо».

Главные принципы:

  1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы.
  2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.
  3. Предполагает постепенное усложнение материала.
  4. Добровольность участия в данном виде деятельности.
  5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.
  6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.

Цель:

Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий используя различные формы деятельности.

Задачи:

  1. Закрепление полученных знаний по ПДД учащимися и углубление их.
  2. Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.
  3. Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.
  4. Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке.
  5. Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения.
  6. Сотрудничество с работниками ГИБДД в практической деятельности.

 

Основные методы, используемые для реализации программы кружка:

В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.

В воспитании – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

Программа кружка «ЮИД» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

 

Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:

— Создание уголка безопасности дорожного движения;

— Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;

— Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;

— Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;

— Проведение практических занятий по вождению велосипеда;

— Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;

— Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.

Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования,

игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоу-программы.

 

В работе кружка участвуют учащиеся 5-8 классов. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.

Занятия проводятся  по 2 часа в неделю.

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

  • Самостоятельности в принятии правильного решения;
  • Убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
  • Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
  • Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования.
  • Основная часть работы кружка полагается на подготовку детей к соревнованиям «Безопасное колесо».

Учащиеся должны:

знать:

  • правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
  • серии дорожных знаков и их представителей;
  • способы оказания первой медицинской помощи;
  • техническое устройство велосипеда.

уметь:

  • работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
  • работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
  • читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
  • управлять велосипедом.

иметь навыки:

  • дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
  • взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
  • участия в конкурсах, соревнованиях.
  • активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.

Методическое обеспечение программы Кружка «ЮИД».

 

Деятельность кружка «ЮИД» строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).

Конкретные методы, используемые при реализации программы:

  • в обучении — практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой ( чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр,  обучение).
  • в воспитании – (по Г. И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:

  1. Викторина
  2. Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных происшествий).
  3. Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихов по ПДД, рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами)
  4. Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему в ДТП).
  5. Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа в группах).
  6. Викторины, конкурсы, кроссворды.
  7. Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам ДД).
  8. Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в группе, в своих классах.
  9. Составление схемы «Безопасный маршрут Дом – школа – дом» в начальных классах.
  10. 10. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по ПДД.

Занятия проводятся в кабинете

Техническое оснащение:

— компьютер с экраном и проектором;

— плакаты по ПДД;

—  препятствия из автогородка.

 

Методическое:

—  билеты по ПДД, страхованию, медицине.

—  рисунки ребят с конкурсов по ПДД.

—  разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений

— программа по изучению правил дорожного движения в школе 1-9 кл.

—  методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

—   методические пособия для изучения ПДД по программе в классах.

— видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в начальных классах

Подведение итогов осуществляется путем конкурсных встреч, проводимых по специальному плану на основе положения о Российском смотре «Безопасное колесо».

Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности.

Прогнозируемые результаты работы кружка

Результатами воспитательно-образовательной деятельности программы  являются: развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания доврачебной медицинской помощи, разносторонняя физическая и психологическая подготовка учащихся, а также успешное выступление команды  отряда на районном конкурсе «Безопасное колесо».

Список литературы.

  1. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.
  2. Атлас медицинских знаний

3.Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 1997г.

  1. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
  2. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы, 1997.
  3. Бабина Р.П. Советы Дяди Степы, 4 кл.,1997.
  4. Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2 кл.,1997.
  5. Газета «Добрая дорога детства» 2005,2006,2008г.
  6. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 3 кл., М: Просвещение, 1975г.
  7. Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим безопасность на дороге.2004г.

11 Косой Ю.М. Про дороги и про улицы, 1986г.

  1. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
  2. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе, 2004.

14.Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы»

15.Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007.

  1. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Пособие для учителей М.: Просвещение, 1981.
  2. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 1кл., 1997.
  3. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения во 2кл., 1997.
  4. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 3 кл., 1997.
  5. Терехова Е.А. Образовательная программа «Дети — дорога – дети», Ставрополь, 1995г.

21.Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 7-8 кл., 1997г.

  1. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 9-11 кл., 1997г.
  2. Школа светофорных наук, г.Киров, 2000.
  3. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах, 1-3 кл., 1997.
  4. Журнал «Педсовет»

 

Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности;
  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по программе    «Юные инспектора движения»

Преподаватель Токмакова А.В.

 

Тема Кол-во часов
Т П
1. Цели, задачи кружка ЮИД. Организационные вопросы. Оформление уголка ЮИД. Правила поведения на кружке Правила поведения на улице во время прогулки, экскурсии 1
2. Правила поведения на улице во время прогулки, экскурсии 1
3. Обязанности пешеходов и пассажиров. Правила поведения в организованной колонне 1
4. Что такое улица и дорога. Элементы. Жилая зона. Загородная дорога 1
5. Экскурсия на улицу 1
6. Составление индивидуального безопасного маршрута 1
7. Работа по карте «Безопасный маршрут 1
8. История создания первого светофора. Принцип работы современного светофора 1
9. Виды светофоров 1
10. Регулировщик. Назначение. Сигналы регулировщика. 1
11. Решение тестов и дорожных задач. Тренировка в подаче сигналов регулировщика 1
12. Перекрёсток и его виды. Проезд перекрёстков 1
13. Решение тестов и дорожных задач 1
14 Решение тестов и дорожных задач 1
15. Экскурсия «Правила перехода через перекрёсток» 1
16. Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы. 1
17. Дорожные знаки и их группы. 1
18. Предупреждающие знаки. 1
19. Изготовление макетов дорожных знаков. 1
20. Знаки приоритета. Запрещающие знаки. 1
21. Изготовление макетов дорожных знаков. 1
22. Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний. 1
23. Информационные знаки. Знаки сервиса. 1
24. Решение тестов и дорожных задач 1
25. Расположение транспортных средств на проезжей части. Остановка. Стоянка. Стоянка и остановка двухколёсных транспортных средств 1
26. Остановка общественного транспорта. 1
27. Решение тестов и дорожных задач на дорожном макете 1
28. Ситуации дорожных «ловушек». Обсуждение. Работа со схемами 1
29. Устройство и техническое обслуживание велосипеда. Снаряжение велосипеда. Экипировка. 1
30. Правила движения велосипедистов. Перевозка людей и груза на велосипеде

 

1
31. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Движение групп велосипедистов. 1
32. Велосипедист в дорожном движении. Разбор дорожной ситуации в рабочей тетради 1
33. Велосипедист в дорожном движении. Работа учащихся с электронным экзаменатором 1
34. Фигурное вождение велосипеда. Прохождение отдельных препятствий на велосипеде 1
35. Фигурное вождение велосипеда в целом 1
36. Фигурное вождение велосипеда в целом 1
37. Автодорога. Дополнительные требования. На железной дороге 1
38. ДТП. Причины ДТП. Ответственность за нарушение ДТП. 1
39. Повторение правил дорожного движения. Решение тестовых заданий 1
40. Первая медицинская помощь. Транспортировка пострадавших. Медицинская аптечка. Содержимое новой автомобильной аптечки 1
41. Раны, их виды, оказание первой помощи 0,5 0,5
42. Виды кровотечений. Оказание первой помощи 1
43. Виды и техника наложения повязок. 0,5 0,5
44. Травма головы, грудной клетки, живота 1
45. Оказание помощи пострадавшему при травме головы, грудной клетки, живота 0,5 0,5
46. Шок, обморок. 1
47. Ушибы, вывихи и переломы 0,5 0,5
48. Оказание помощи пострадавшему при переломах 1
49. Ожоги. Степени ожогов. Обморожение. Степени обморожения. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях 0,5 0,5
50. Обморок. Сердечный приступ. Оказание первой помощи 1
51. Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания 0,5 0,5
52. Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо» 1
53. Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо» 0,5 0,5
54. Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо» 1
55. Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо» 0,5 0,5
56. Понятие «страхование», «страхователь», «страховой случай», «страховщик» 1
57. Виды, отрасли, формы страхования. Страхование от несчастных случаев. Страхование автогражданской ответственности 1
58. Просмотр видеофильма по ПДД 1
59. Викторины. Конкурсы. 1
60. Работа учащихся с электронным экзаменатором 1
61. Подготовка игр и конкурсов по ПДД для учащихся 0,5 0,5
62. Проведение  игр и конкурсов по ПДД для учащихся 1
63. Встреча с сотрудниками ОГИБДД 1
64. Итоговое занятие: подведение итогов работы за год, утверждение плана работы на следующий год 1
65. Акция «Добрая дорога детства» в День защиты детей. 1
66. Организация работы в летнем лагере. 1
67. Организация работы в летнем лагере. 1
68. Организация работы в летнем лагере. 1
Итого: 68

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.