Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности за межаттестационный период с 2012 по 2014 год

Составитель:

Токмакова А.В.

Должность:

Преподаватель – организатор ОБЖ

Введение.

Мой педагогический опыт направлен на обучение, воспитание и развитие обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личных склонностей.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения тех методов и технологий обучения, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу обучающихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Считаю, что преподаваемый мною предмет обладает большими возможностями для создания условий  личностного становления школьников.

Мои уроки ОБЖ нацелены на изменения мотиваций обучающихся, формирования прочных знаний, умений, навыков, воспитания социально — гражданских качеств личности.

Воспитание – это в первую очередь любовь и уважение детей со стороны учителей, их личный пример, а уж потом строгость и наказания. Правильное отношение к безопасности жизнедеятельности формируется воздействием на сознание человека. Большое значение для воспитания школьников в духе безопасности жизнедеятельности имеет обстановка порядка и организованности в учебном заведении. Неформальное проведение и организация тренировок по эвакуации школьников, система инструктажей, разработка памяток, в том числе самими учащимися на уроках ОБЖ,  о мерах безопасности при видах деятельности, требующих бдительности, осторожности, предусмотрительности являются важным элементом обучения учащихся приемам безопасной жизнедеятельности.

Целью моей работы  является: формирование у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека, о выработке у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих и государства; формирование у обучающихся готовности к достойному выполнению конституционного долга по защите Отечества. Для достижения выдвинутой цели считаю необходимым решить следующие задачи:

-создать учащимся условия для овладения знаниями, умениями и навыками в вопросах поведения в повседневной жизни в опасных и чрезвычайных ситуациях;

-обеспечить комплексное воздействие на личность учащихся путем формирования у них навыков не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.

За межаттестационный период мною разрабатывалась тема: «Интегрированное обучение как средство повышения эффективности образовательного процесса на уроках ОБЖ».

В процессе обучения обучающиеся достигают требований Федерального Государственного образовательного стандарта. Результаты освоения образовательных программ стабильны, наблюдается позитивная динамика учебных достижений. Качество образования  по ОБЖ в 7 классах составляет 55%, в 8 классе — 77%, в 9 классах -75,9%, в 10 классе 75%, в 11 классе – 77,7%, успеваемость – 100%.

Данная тема была представлена в виде сообщения на районном методическом объединении учителей ОБЖ. Дан интегрированный открытый урок по ОБЖ и истории «Великое изобретение или история колеса». Для методического объединения был дан интегрированный урок ОБЖ, биологии и физической культуры «Режим дня – одна из составляющих здоровья ребёнка». Также технология интеграции в образовательном процессе использовалась мною на протяжении всего межаттестационного периода.

Образовательную деятельность осуществляю  в соответствии с целями и ценностями современного образования.

За межаттестационный период были освоены и внедрены в практику преподавания основ безопасности жизнедеятельности современные образовательные  технологии, способствующие достижению положительных результатов в учебной и внеурочной деятельности: интеграцию, ИКТ, проектный метод, тестовые, игровые и интерактивные технологии.

На основе системно – деятельностного подхода к обучению и воспитанию были разработаны модели уроков, позволяющие повысить уровень образовательных достижений школьников, удовлетворить образовательные потребности обучюащихся и их родителей, создать условия для самореализации личности обучающихся.

Успешно осуществляю работу по военно-патриотическому воспитанию. Являю руководителем ВПСК «Азимут». Обучающиеся успешно защищают проектные работы, которые являются исследовательскими, творческими и информационными. Исследовательская работа учеников 9 класса Паршаковой Жанны и Валиева Мурада  на тему: «Живет в нашей памяти ваша отвага. О, люди России! Танкисты Урала» по истории Уральского Добровольческого танкового корпуса, его боевого пути и  героях. Работа была представлена на областном фестивале «Юные интеллектуалы Среднего Урала»  краеведческом Конкурсе-форуме «Мы — уральцы» на III этапе историко-краеведческого конкурса «Каменный пояс».

Являюсь тренером школьных футбольных команд. За 2 года тренерской работы школьные команды занимали призовые места в районных соревнованиях. Реализую работу по спортивному направлению и пропаганде здорового образа жизни во внеурочной работе в 5-6 классах в секции «Спортивная». Работа в секции включает в себя занятия по лыжным гонкам и мини-футболу.

На протяжении  1,5 лет работаю в системе дополнительного образования, возглавляю детские объединения в Уфимском СДК  танцевальный коллектив «Конфетти» в 4-6 классах и Студия современных танцев «Just dance» в 6-9 классах.

С апреля 2013 года работаю в должности школьного инспектора по защите прав детства.

В летнее время организую работу разновозрастного отряда по месту жительства.

 

 

1.Анализ работы педагога — организатора ОБЖ по обеспечению комплексной безопасности общеобразовательного учреждения за межаттестационный период.

Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма является задачей общеобразовательного учреждения, отделов ГИБДД, всей общественности. Решающая роль  школы  в предупреждении детского травматизма, связанного с нарушением Правил дорожного движения, определяется тем, что именно здесь учащиеся знакомятся с требованиями, предъявляемым к пассажирам и водителям, приобретают умения, навыки и привычки  законопослушного безопасного поведения на улице. Практика показывает, что многие родители, особенно те, кто не имеет своего автомобиля, недостаточно хорошо знают правила безопасного поведения на дорогах и улицах, поэтому сами нуждаются в просветительской работе по данному направлению. Такая работа проводилась мною не только с целью вооружения их элементарными знаниями ПДД, опасности их нарушения, но и формирования психолого-педагогических знаний о воспитании детей.

С целью реализации модуля «Безопасность дорожного движения» по изучению и закреплению знаний правил дорожного движения выбраны следующие формы работы:

1.Тематические классные часы с участием работников ГИБДД:

— «Дорога в школу» 1-4 классы. По итогу составлены маршрутные листы учащихся,

— «Дорожные знаки и разметка» для 5-8 классов,

— беседа с учащимися 9-11 классов «Ответственность участников дорожного движения»,

— индивидуальные беседы с нарушителями ПДД.

— просмотр видеороликов и мультфильмов по ПДД, социальные видеоролики об ответственности пешеходов и водителей.

2. Праздничные и игровые программы, тематические викторины:

— Праздник «Страна Светофория» для 1-х классов;

— Экскурсия по дорогам, остановкам общественного транспорта с практическими занятиями: «Как перейти улицу» для 1-5 классов. В ходе прогулки по привычным путям передвижения учащихся, улицы посёлка открываются с новой стороны, становясь проезжей частью, прилегающей территорией и местами общего пользования людей. Практически закрепляются основные знания по ПДД.

— Интегрированные мероприятия по ОБЖ и истории, например: «Когда изобрели колесо» для 6 класса. Итогом занятия стала разработка памятки по БДД. На основе разработанного и проведенного занятия проведена историческая гостиная для 5-7 классов. Уроки мужества, и дни воинской славы также проводятся совместно с учителями истории и классными руководителями.

3. Встречи и беседы с сотрудниками ГИБДД и инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения с учащимися 1-11 классов. Совместная работа по профилактике травматизма на дороге в период каникул «Внимание, каникулы!». Встреча и проведение бесед с инспекторами дорожного движения:  «Подростки за рулём скутеров и мотоциклов». Беседа с завучем по ПДД автошколы г. Красноуфимск: «Обязанности пешехода и пассажира».

4. Практические занятия по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП для 1-11 классов. Данный вид работы не только помогает приобрести навык оказания первой помощи, но и усиливает чувство ответственности детей за свою и чужую жизнь.

5. Инструктажи по правилам дорожного движения.

Активно ведется совместная работа с родителями. Усиливается контроль не только за соблюдением правил учащимися, но и учитывается личный пример родителей, их состоятельность в плане обеспечения должного контроля и воспитания подрастающего поколении. На общешкольных родительских собраниях приводится статистика нарушений ПДД повлекших за собой гибель детей и подростков или получение травм. Даны ценные рекомендации по воспитанию в детях чувства ответственности как участника дорожного движения.

6. Единый день профилактики. Данный вид совместных профилактических работ с сотрудниками различных ведомств (участковый, инспектор ПДН, зам. начальника инспектор ДПС, УИН, специалист по соц.работе, ГБУ СОНСО «СРЦН Ачитского района») очень положительно сказывается на соблюдение мер безопасности и проводится ежегодно.

7. Ежегодно проводится операция «Горка», где совместно с сотрудниками ГИБДД контролируется безопасное поведение на проезжей части в зимнее время, для предупреждения травматизма на скользких участках дорог, и не допущения использования проезжей части для игр и катания на санках, коньках, мини-лыжах.

8. Профилактическое мероприятие «Внимание – Дети!», выставки работ учащихся «Дети — за безопасность на дороге».

Реализация модуля «Пожарная безопасность»  велась мною на протяжении двух лет. Школа, объединяющая обучающихся и учителей, придает обучению социальный характер, оказывая наиболее глубокое влияние на детей. Привитию учащимся основных навыков пожарной безопасности уделялось пристальное внимание, а раздел «Пожарная безопасность в школе»  изучался со всей ответственностью, наравне с остальными предметами. Занятия на пожарную тематику призваны воспитывать в обучающихся чувство ответственности, учить их осторожному обращению с огнем, различными электрическими приборами и средствами бытовой химии. Пожарная безопасность в школе является объектом пристального внимания, разъяснительная работа помимо занятий с обучающимися, включает в себя беседы с их родителями, изготовление плакатов на противопожарные темы, организацию тематических викторин, встречи с работниками МЧС, знакомство с пожарной техникой. Ежегодна учащиеся посещают пожарную часть, знакомясь с трудной и ответственной работой пожарных.

Для работы с учащимися выбраны различные формы:

  1. Инструктажи по технике безопасности «Порядок действий при пожаре»
  2. Тематические классные часы:

— «Поведение и действия учащихся в случае пожара при нахождении в школе», для 9-11 классов;

— «Пожарная безопасность при проведении новогодних праздников и правила поведения во время каникул». 1-11 классы.

3. Практические занятия и учебные эвакуации с учащимися и сотрудниками:

— Занятие на тему: «Детские шалости с огнём и их последствия», 5-8 классы;

— «Как действовать при возникновении пожара в помещении»- практикум. 5-8 классы;

— «Как вести себя при сигнале: «Внимание всем!» — практикум (эвакуация из здания) 1-11 класс;

4. Акции, внеклассные мероприятия, тематические игры:

— Внеклассное мероприятие «Огонь-друг. Огонь — враг», 1-4 классы

— Внеклассное мероприятие: «Кошкин дом», 1-4 классы

— Акция «Гари-гари ясно, чтобы не погасло»  (беседа, конкурс рисунков и плакатов о пользе огня) 1-11 классы;

— Игра «Вызов по телефону пожарной команды», 5-8 классы

Пожарная безопасность в школе должна строго соблюдаться всеми обучающимися, руководителями, учителями, обслуживающим персоналом и прочими работниками. Руководители школы и ответственные за пожарную безопасность лица, прошли обучение по ПТМ. Разработана документальная база по обеспечению пожарной безопасности. Согласно плану со всеми сотрудниками проводятся инструктажи с записью в специальном журнале.

Неотъемлемой частью заботы по профилактике является оформление информационного стенда и уголков безопасности в каждом кабинете. Также во всех кабинетах и на этажах имеется план эвакуации. Разрабатываю

За межаттестационный период по пожарной безопасности в ходе проверки предписаний не выписано, все рекомендации выполняются своевременно. Отчетности ведутся в соответствии с требованиями.

На протяжении 2 лет мною велась работа по охране труда. Работа включала в себя вводный, первичный, повторный инструктажи. Улучшения условий труда на рабочем месте.  Сохранение здоровья сотрудников. Предупреждение травматизма на рабочем месте.

С сотрудниками и учащимися проходило обучение по Гражданской обороне. Ведение необходимой документации.

В комплексе безопасность образовательного учреждения осуществлялась на высоком уровне.

Мероприятия по противодействию экстремизма и антитеррористической безопасности включают в себя:

1.проведение разъяснительной работы с преподавателями, работниками ОУ, направленной на повышение организованности и бдительности, готовности к действиям в ЧС, усилению взаимодействия с правоохранительными органами.

2.Проведение классных часов с учащимися  по теме:

— «Мировой терроризм»;

— «Если вы стали заложником»;

— «Терроризм и его проявление в России»

— «Взрыв или угроза взрыва»

— «Экстремизм и проявление в России»

3. Оформление стенда по антитеррористической безопасности, создание памяток и брошюр.

4. Организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий.

2.Применения современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности учителя ОБЖ.

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. В решении этих вопросов мне помогают современные образовательные технологии. Современные технологии позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности обучающихся в условиях эмоционально – комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учения, приводя к достаточной результативности обучающихся по предмету.

В своей педагогической практике предпочтение отдаю следующим технологиям:

технологии проблемного обучения;

— тестовой технологии;

— игровой технологии;

— технологии интегрированного обучения;

— здоровьесберегающей технологии;

— проектно-исследовательская деятельность;

— информационно-комуникативные технологии.

Технологию проблемного обучения использую при изучении нового материала. Применяю разные способы создания проблемной ситуации: способ аналогий (в этом случае актуализирую ранее полученные знания для решения новых задач), выдвижение проблемного вопроса, сообщение противоположных точек зрения на один и тот же факт и другие. Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение обучающегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, рассуждать, искать выход. Однако применение проблемного обучения имеет свои ограничения и пределы. Если изучаемый материал описательного характера проблемное обучение неприменимо.

Использование игровых технологий позволяет развивать познавательный интерес к предмету. Включение в образовательный процесс игр способствует раскрытию творческого потенциала обучающегося. Данные технологии широко применяются мною при изучении ПДД. Особое значение игровые технологии имеют в 5-6 классах, помогают адаптироваться при переходе из младшей школы. Помогают формировать познавательные качества и повышают интерес к предмету.

В процессе изучения курса «ОБЖ», начиная с 5 класса, формирую у обучающихся умения и навыки работы с тестовыми заданиями. При организации текущего и тематического контроля знаний обучающихся использую задания в тестовой форме разного типа и уровня сложности.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Для достижения этой цели большую роль играет предмет ОБЖ, преподавание которого позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время домашней работы.

В 5 классе здоровьесберегающие технологии применимы при изучении на КБЖ первого раздела «Основы здорового образа жизни и культуры здоровья». В 6 классе сохранению здоровья уделяется не меньше времени. В теме «Особенности физического и психического развития человека в подростковом возрасте» и теме «Факторы, определяющие состояние здоровья подростка» подробно изучаются особенности организма и правила сохранения здоровья с самого детства. В 7 классе формируются навыки здорового образа жизни и экологическая культура. В старших классах тоже вся работа построена на принципе создания условий способствующих улучшению качества обучения и особого микроклимата в учебном коллективе. Смена деятельности, ситуации успеха, доверительная обстановка, все помогает получать знания, помогающие улучшать и сохранять физическое и психическое здоровье.

Одной из современных методик преподавания, в последнее время, является и методика интегрированного обучения. Интегрированный урок побуждает интерес к предмету, снимает напряжённость, неуверенность, помогает сознательному усвоению материала.

Кроме того, в последнее время сокращается количество часов, отведённых на изучение классических предметов, которые являются фундаментом всего учебного процесса, поэтому интегрированные уроки вносят весомый вклад в решение этой проблемы. Технология интегрированного обучения широко применялась мною в течение всего межаттестационного периода. Данная технология представлена мною на различных уроках:

  • Урок истории и ОБЖ «Великое изобретение или история колеса»
  • Интегрированный урок биологии, физической культуры, ОБЖ «Сопровождение здоровья обучающихся в рамках ФГОС нового поколения»: «Режим дня – одна из составляющих здоровья ребёнка»
  • Урок английского языка и ОБЖ в 7 классе «Дорожные знаки»

3.     «Интегрированное обучение как средство повышения эффективности образовательного процесса на уроках ОБЖ»

Рост научных знаний быстро стирает

грани между отдельными науками.

В. В. Вернадский.

3.1.Теоретическое осмысление темы.

 

Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Как часто наблюдается парадоксальная картина: вполне успешно занимаясь на математике математикой, на физике — физикой, на истории — историей, обучаемый не может применить имеющиеся у него знания не то, что в реальной жизни, но и в рамках другой школьной дисциплины, например, ОБЖ. Невостребованные знания быстро забываются. Необходимо востребовать их на уроках ОБЖ, но так, чтобы ученик чувствовал себя в достаточной степени уверенно и комфортно.

Таким образом, тенденция к межпредметной интеграции в системе образования является важнейшей и перспективной особенностью развития современной педагогической теории и практики. Имеющиеся в настоящее время разработки межпредметных связей не только отвечают основным требованиям современной теории обучения и воспитания (таким, как обогащение содержания систем образования, обучение на высоком уровне трудности, формирование теоретического мышления и т.д.), но и способствуют созданию более благоприятных условий для их реализации. Такие условия создаются на основе выявления элементов общности интегрируемых дисциплин и составления по принципу взаимодополнения их содержания, что ведет к ликвидации дублирования близких тем, к снижению тенденции перегрузки обучающихся и, в конечном счете, к более глубокому и эффективному усвоению учебного материала.

Межпредметные связи играют существенную роль в формировании знаний и умений у обучающихся при изучении многих учебных предметов, в том числе и ОБЖ.

Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Обучающиеся часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без неё невозможно понять суть многих явлений в природе. На интегрированных уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.

Интеграция позволяет формировать новый интерактивный способ мышления современного ученика. На интегрированном уроке обучающиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из разных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую. В результате достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.

Интегрированный урок побуждает интерес к предмету, снимает напряжённость, неуверенность, помогает сознательному усвоению материала.

Кроме того, в последнее время сокращается количество часов, отведённых на изучение классических предметов, которые являются фундаментом всего учебного процесса, поэтому интегрированные уроки вносят весомый вклад в решение этой проблемы.

Предмет исследования – межпредметные связи в образовании.

Объект исследования – межпредметные связи на уроках ОБЖ.

Цель работы — изучить организацию межпредметных связей на уроках ОБЖ. С этой целью были поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть сущность межпредметных связей в образовании.
2.Рассмотреть межпредметные связи в образовательной области «безопасность жизнедеятельности».

3. Разработать интегрированные уроки по ОБЖ

В законе Российской Федерации «Об образовании», в ст. 14 п. 2, говорится, что «содержание образования должно обеспечивать… формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний… картины мира; формирование человека и гражданина, нацеленного на совершенствование современного общества».

В развитии целостного мышления и целостного познания мира помогают межпредметные связи в обучении.

Межпредметные связи – это педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.

         Интегрированный урокэто специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия обучающимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

         Признаки интегрированного урока:

1)специально организованный урок, т.е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадётся на отдельные уроки, не объединённые общей целью;

2)цель специфическая (объединённая);

3)широкое использование знаний из разных дисциплин, т.е., углубленное осуществление межпредметных связей.

3.2.         Межпредметные связи в образовательной области «безопасность жизнедеятельности»

Межпредметные связи учат детей и подростков анализировать изучаемые проблемы, понятия, явления, а также делать определенные обобщающие выводы синтезирующего характера, опираясь на конкретные факты, наблюдения, сопоставления. Наряду с образовательной и воспитательной функцией межпредметные связи выполняют еще одну важную функцию — развивающую. Они выступают средством формирования не только гибкой и продуктивной системы знаний, но и обобщенных способов действий.
В ходе учебного процесса, основанного на межпредметных связях, развиваются обобщенные интеллектуальные умения, характеризующие определенные виды деятельности, общие для ряда предметов.

Все функции межпредметных связей (образовательная, воспитательная, развивающая) тесно взаимосвязаны между собой, а единство реализации оказывает эффектное влияние на образование, воспитание и всестороннее развитие личности учащегося в процессе обучения.

Курс ОБЖ способен решить задачу, которую не решала до этого ни одна учебная дисциплина, а именно: преодолеть фрагментарное базовое знание через объединение физики, химии, биологии, географии, истории и экологии в единый смысловой блок, объясняющий ученику, зачем ему нужны эти знания и как ими пользоваться.

Такой предмет как Основы безопасности жизнедеятельности уже сам по себе является интегрированным. Без использования информационных технологий здесь не обойтись. Вопросы, касающиеся основ медицинских знаний, техники безопасности, природных явлений, знаний некоторых правовых законов, основ химии и многих других аспектов, невозможно продемонстрировать без использования презентаций (как выполненных детьми, так и учителем), интернет ресурсов, видеороликов, тестовых заданий.

ОБЖ не ставит своей целью взять часть материала этих предметов. Наоборот, ОБЖ дает новое видение явлений, изучаемых биологией, физикой, химией, экологией, указывает на объективно существующие законы и тем самым делает интегрированные знания учащихся более глубокими и практичными.
В учебном процессе по предмету ОБЖ имеются три вида межпредметных связей:
1. Предшествующие, когда при раскрытии того или иного вопроса преподаватель опирается на знания учащихся, полученные при изучении других предметов. Так, например, на уроке ОБЖ «Великое изобретение или история колеса» учащиеся перечисляли свойства колеса и области его применения, благодаря имеющимся знаниям, приводили примеры, где используется механизм колеса (шестирёнки, водяная мельница, акрабатическое колесо, и др.)

2. Сопутствующие, когда ряд фактов, понятий, определенная информация одновременно разбираются на уроках ОБЖ и в курсах других предметов. К сожалению, реализация такого вида связей — дело случая, хотя при хорошо продуманном и высокоорганизованном учебно-воспитательном процессе сопутствующие связи должны стать основными.

3. Перспективные, когда изучение материала по ОБЖ опережает их рассмотрение на уроках по другим предметам. Так, например, в 7 классе на уроке английского «Дорожные знаки » правила дорожного движения изучается в курсе ОБЖ с 5 класса. И лишь затем в 7 классе на основании полученных знаний, сравнивается ПДД в Англии.
Педагогические условия реализации межпредметных связей в формировании более глубоких, обобщенных знаний и в обучении ОБЖ:

1. Согласованность изложения материала данного предмета с содержанием и логикой смежных дисциплин.

2. Соблюдение преемственности в преподавании учебных дисциплин всех циклов.
3. Смысловая взаимосвязь изучаемых предметов.

4. Взаимная согласованность применяемых методических форм и приемов обучения.
5. Ориентация на принцип преемственности и систематичности знаний, который заключает в себе общее философское понятие о всеобщей связи предметов и явлений окружающего мира.

Таким образом, преимущество использования межпредметных связей на уроках ОБЖ заключается в том, что они:

— развивают системное, ассоциативное мышление;

— интегрируют ОБЖ в систему жизненно необходимых знаний;

— дают представление о путях решения и предотвращения опасных ситуаций;
— способствуют выработке ситуационного опыта.

— и — что не менее важно — объективно поднимают престиж науки ОБЖ.

В целом занятия по интегративному обучению на уроках ОБЖ представляют собою познание через игру, ситуационную работу, где используются разные источники информации. Это обучение во взаимодействии, в общении с учителем и друг с другом. Понимание и запоминание происходит одновременно в ходе учебного занятия и в процессе размышления. Это созидательная работа и развивает творческое мышление.

Таким образом, можно утверждать, что в современном обучении обучающихся значение межпредметных связей возросло до самостоятельного дидактического принципа. Применяя их в своей практике, мы реализуем основной принцип обучения — принцип систематичности, последовательности и комплексности, что помогает повысить интеллектуальный уровень предмета ОБЖ.

 

Заключение.

Применяя межпредметные связи для развития у учащихся способности переносить умения и навыки, а также знания в другие условия обучения,  тем самым развивала у учащихся принципиально новые умения учиться, умение добывать самостоятельно знания. Следовательно, умелое использование взаимосвязей учебных предметов, связей изучаемого с изученным в смежном предмете, способствует развитию у учащихся новых умений и навыков в учении и формировании научного мировоззрения.

В ходе работы на протяжении межаттестационного периода добилась поставленной цели по средствам выполнения основных задач:

-создала учащимся условия для овладения знаниями, умениями и навыками в вопросах поведения в повседневной жизни в опасных и чрезвычайных ситуациях;

-обеспечила комплексное воздействие на личность учащихся путем формирования у них навыков не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.

В достижении цели на межаттестационный период мне помогла выбранная мною тема и поставленные задачи. Рассмотрев сущность межпредметных связей в образовании и межпредметные связи в образовательной области «безопасность жизнедеятельности». Мною были разработатаны интегрированные уроки по ОБЖ. Что помогло повысить заинтересованность учащихся, успеваемость и качество образование.

 

 

Проектная часть.

Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.

А.В. Суворов.

Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизму, как основы консолидации общества и укрепления государства.

Обучение молодежи безопасности жизнедеятельности бессмысленно без формирования нравственных ценностей, патриотического сознания. Таким образом, цель моего преподавания ОБЖ – подготовка физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире.

Задача патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных. Но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое – осмыслить ее и предпринять конкретные шаги.

Многие школьные дисциплины касаются вопросов нравственности. Однако предмет ОБЖ способен существенно улучшить нравственное воспитание в школе. Другой вопрос: как это сделать и что для этого необходимо?

Проблема патриотического воспитания школьников, умеющих ценить и отстаивать демократические права и свободы, является весьма важной и актуальной.

В следующий межаттестационный период буду работать над темой: «Военно – патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности, как приоритетное направление в реализации ФГОС ООО».

Цель: Разработать и применять на практике комплекс педагогических условий, для формирования в подростках качеств  гражданина и патриота, в рамках уроков ОБЖ и во внеурочной деятельности.
Задачи:

1.отобрать наиболее эффективные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности;

2.организовывать и проводить мероприятия направленные на развитие патриотизма через практическую деятельность;
3.обеспечить возможности для самореализации, социализации подростков;

4.демонстрировать подросткам значимость их деятельности, признание и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.

Содержание компонентов  патриотизма приведено в Приложении 3

Список литературы

  1. Гурьев А.И., Межпредметные связи — теория и практика //Наука и образование. — 1998 — № 2. — 204 с.
  2. Зуев А. Роль межпредметных связей в учебном процессе// ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. – 2003. — № 4. – С. 37-39.
  3. Мошкин В.Н. Воспитание культуры личной безопасности // ОБЖ. безопасности жизнедеятельности . — 2000. — № 8. — С. 13-16.
  4. Чекалов В. Межпредметные связи при изучении курса ОБЖ// ОБЖ
  5.  «О преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»   в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования». Методическое письмо.
  6. ФГОС ООО http://standart.edu.ru

Приложение 1

Структура внеклассной работы преподавателя – организатора ОБЖ

Приложение 2

Анкета для исследования уровня удовлетворенности обучающихся уроками ОБЖ

Баллы Варианты ответов
7 Очень доволен
6 Доволен
5 Скорее доволен, чем не доволен
4 Не знаю
3 Скорее недоволен, чем  доволен
2 Недоволен
1 Совсем не доволен.

 

Приложение 3

Содержание компонентов  патриотизма

     Компоненты

    патриотизмаСодержание ЭмоциональныйЛюбовь к Родине, к родным местам, родному языку, родной природе; уважение к героическому прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, классовой розни; стремление к укреплению чести и достоинства Родины; уважение к силовым структурам; гордость (национальная; за достоинства страны)ИнтеллектуальныйЗнание истории Родины, понимание задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долгаИнтенциональный (потребностно-мотивационный;

волевой)Готовность защищать Родину,  служить ее интересам, умножать  своим  трудом достоинства страны; следование  российским традициям, нравам, обычаям; сохранение прогрессивных традиций;  верность Отечеству,  общественному строю,  сыновнему долгу;  стремление ставить общественные интересы выше личныхДеятельностныйАктивное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов; бережное отношение к собственности

Аналитический отчет

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.